четверг, 24 марта 2016 г.

Стратегические приемы

Батаре́я — две или более дальнобойных фигур, объединение которых по одной линии усиливает потенциал атаки по этой линии.
В батарее могут участвовать ферзь, ладья или слон. Наиболее часто встречаемые в практике батареи:                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    По вертикали и по горизонтали:
Ладья + ладья
Ладья + ферзь
Ладья + ладья + ферзь («Пушка Алехина»)
По диагонали:
Ферзь + слон
Возможны и другие сочетания например слон + слон или ферзь + ферзь. Однако такое редко встречается в практике из-за того, что для этого необходимо превращение пешки.



«Пушка Алехина» — это устоявшееся в западной шахматной литературе именование батареи всех тяжёлых фигур: ладья + ладья + ферзь. Хотя подобная батарея использовалась и до Алехина, однако именно после его партии с Нимцовичем этот особый случай батареи приобрёл популярность.
В позиции на диаграмме явное преимущество белых. Их давление по линии «с» и связанный конь с6 сковывает все фигуры чёрных. Однако если они будут бездействовать, то чёрные смогут через несколько ходов «распутать» свои фигуры и уравнять игру.
24. Лc3!
Алехин находит особый манёвр, усиливающий силу батареи.
24… Фd7
25. Л1c2 Kрf8
26. Фc1
«Пушка Алехина» создана и чёрные уже не в состоянии «распутаться».
26… Лbc8
27. Сa4
С угрозой 28. b5
27… b5
У чёрных нет убедительной защиты.
28. С:b5 Kрe8
29. Сa4 Kрd8
30. h4
1 — 0
После 30… g6 31. Kph2 чёрные попадают в цугцванг.                                                                                                                                                                                    Вторже́ние — проникновение фигур атакующей стороны в расположение сил соперника.
Нередко сопровождается внезапными пешечными ударами, позиционными жертвами фигур. Подготовка вторжения ведётся путём определения главного участка вторжения, сосредоточения на нём атакующих сил, разобщения сил и ослабления позиции соперника, лишения его контригры.                                                                         
В партии 1968 года Ботвинник — Портиш белые подготовили вторжение по линии с.                     16. Л:с7! Сс6                                                                   17. Л1:с6                                                         Приходится совершить позиционную жертву качества, чтобы ладья осталось на 7-й горизонтали.   17... bc                                                                         18. Л:f7 h6                                                             Чёрный король не может взять ладью: 18... Кр:f7 19.   Фс4+ Kpg6 20. Фg4+ Kpf7 Kg5+ с неизбежными крупными материальными потерями со стороны чёрных.                                                                         19. Лb7                                                             Вторжение ладьи белых нарушило взаимодействие фигур чёрных и раскрыло короля. Далее в партии последовало:
19... Фс8
20. Фс4+ Крh8
На 20... Фе6 21. К:е5
21. Кh4 Ф:b7
22. Kg6+ Kph7
23. Ce4 Cd6
24. K:e5+ g6
25. C:g6+ Kpg7
26. C:h6+
1 — 0.                                                                                                                                         
Лави́рование (шахматы) — маневрирование фигур с целью создания и использования слабостей в лагере соперника. Стратегический приём.
Термин предложен Ароном Нимцовичем, который охарактеризовал его следующим образом: «Две слабости, сами по себе вполне защитимые, попеременно берутся под обстрел... Партия проигрывается потому, что для защищающегося в какой-нибудь момент оказывается невозможным поспеть за противником в быстроте перегруппировки сил... Можно лавировать и против одной слабости; в этом случае необходимо, чтобы разнообразие способов атаки (например, атака фронтальная, фланговая, обходная) возмещало отсутствующее разнообразие слабостей.»
                 
Пример лавирования можно увидеть в партии Ричарда Тейхмана с Ароном Нимцовичем 1911 года. В позиции на диаграмме у чёрных значительное давление на королевском фланге. Это сковывает фигуры белых, однако за чёрных не видно продолжения атаки. Тогда Нимцович решает путём лавирования создать слабости на ферзевом фланге.                                  31... Ке6                                                                       Конь создает угрозу во-первых вторжения чёрных фигур в лагерь белых через поле f4: так тихий ход 32... Сf4 полностью уничтожает защиту белых. Бить слона нельзя ввиду мата: 32... Сf4 33. gf K:f4+ 34. Kph1 Л:h2+ 35. К:h2 Л:h2+ 36. Kp:h2 Фf2+ 37. Kpg1 Фg2#                 Во-вторых конь стремится попасть на d4, где у него будет возможность создать слабости на ферзевом фланге, нападая на пешку с2. От обеих угроз чёрного коня белые не в состоянии уйти.                                     32. Ле2.                                                                     Белые стараются отразить более опасную угрозу атаки на королевском фланге, предпочитая отдать поле d4 коню, который попадает туда с выигрышем темпа:
32... Кd4
33. Лее1 Фb7
Ход 34... Лс8 нельзя отразить без жертв. Чтобы не допустить чёрную ладью на вторую горизонталь, белым приходится отдавать качество.
34. Л:d4 ed
В итоге чёрные выиграли партию. 
                                                                                         
Форпо́ст — защищённая фигура, расположенная за демаркационной линией доски.
В большинстве случаях форпост возникает на 5-й или 6-й горизонталях, если его ставят белые, и на 4-й или 3-й, если чёрные. При этом обычно его защищает пешка, но иногда ладья или слон.
Основные задачи форпоста:
способствовать серьёзному ослаблению позиции соперника.
служить плацдармом для развития атаки в центре или на одном из флангов.Шахматная практика показала, что роль форпоста на центральных вертикалях лучше всего выполняет конь, на крайних — ладья.                                          
В партии Ботвинник — Батуев возникла позиция на диаграмме.Форпост белых — конь на е5. Не сознавая исходящую от него угрозы, чёрные сыграли.                   17... Лс8?                                                                               Следовало предпочесть 17... Kfd5. Теперь же у белых находится неожиданный контрудар.                                 18. K:f7! Л:f7                                                                         19. Ф:e6                                                                                 Форпост послужил причиной вторжения белых в неприятельский лагерь и началом неотразимой атаки.Далее последовало:                                                 19... Фf8                                                                                 20. Ke4 Л:с1                                                                       21. Л:с1 Kfd5                                                                       22. Kd6 Ca8                                                                           23. Ле1! g6                                                                           24. K:f7 Ф:f7                                                                           25. Ф:e7                                                                                 1 — 0.                                                                                    
Блока́да — эффективное средство ограничения подвижности фигур и пешек соперника. Продвижение неприятельских пешек останавливается при помощи фигур, которые ставятся перед пешками.
Для осуществления блокады оптимален конь, который, преграждая путь пешки, атакует также расположенные позади неё поля. Эффективен при блокаде и слон, поскольку он может приостановить движение не одной, а сразу несколько пешек. Блокирование осуществляется не только лёгкими, но и тяжёлыми фигурами «издалека» по линии расположения пешки.
Поля, контролируемые фигурами при блокаде, принято называть блокадными. Блокадные поля удобны для расположения фигур, откуда они, будучи защищены от нападения фигур соперника, сами оказывают давление на его позицию. Особенно широк диапазон действия блокирующих фигур в центре доски (сильная блокада), более узок – на краю доски (слабая блокада).                   
                                                   
Пример сильной блокады демонстрирует партия Котов — Глигорич.В позиции на диаграмме несмотря на лишнюю пешку, белым сложно реализовать своё материальное преимущество, так как их позиция блокирована. Особую роль в ограничении белых фигур играет блокада пешки е4 ферзём.                                                               21. Kb1                                                             Белые наметили манёвр Kb1-d2-f3, чтобы отогнать чёрного ферзя с е5.                                               21... f3                                                             Чёрные жертвую вторую пешку с целью не дать     белым осуществить свой план и для расширения  зоны блокады.                                                        22. gf Kh5                                                                23. Kd2 Kf4                                                     Позиция белых стала ещё более стеснённая:    блокированы четыре белые пешки, белопольный слон белых фактически превращён в пешку, у коня собственные пешки отняли важные поля, блокирован ферзь. Более того, чёрные угрожают выиграть слона 24... K:d3+ и бить коня нельзя из-за мата 25. Ф:d3? Ф:b2#.      
Блокада в шахматном этюде — разновидность позиционной ничьей: слабейшая сторона спасается, ограничивая подвижность и взаимодействие фигур соперника.                     1. Kce2+                   Ошибочный путь 1. Сс5+? Ф:с5 2. Ксе2+ Крh2 3. Kpb7 Фd6! Чёрные загоняют белого короля в угол, тем самым снимая блокаду чёрного короля. 4. Крс8 Фе7 5. Крb8 Фd7 6. Кра8 Фс7 Любой ход белого коня позволяет ферзю через шахи выиграть его.
1... Крf1
2. Cb4!
Белые выигрывают важный темп.
2... Фb6
3. Крс8 Ф:b4
4. Kg3+ Крh1
5. Kge2+ Крh2
6. Kpc7 (d7)
Ничья. Ферзь уже не может отрезать и преследовать короля белых, так как ему недоступны поля контролируемые конями. Король чёрных, находясь в блокаде, не может помочь ферзю.   
                                                                                                           
Избыточная защита — защита с «запасом», то есть число защищающих превышает число атакующих фигур, важного пункта позиции, вокруг которого должна развернуться борьба. Термин введён в шахматную теорию Ароном Нимцовичем.
Фигуры, осуществляющие избыточную защиту, помимо того что укрепляют стратегически важные пункты, занимают при этом хорошие во всех отношениях позиции и, следовательно, выигрывают в значении.
Успешно избыточная защита применяется только по отношению к сильным пунктам. Подобная защита к слабым пунктам, как правило, приводит к пассивной позиции защищающих фигур.                                                                                                                
В партии Нимцович — Гизе, 1913 возникла позиция на диаграмме, где определяющие значение имеет пешечная цепь белых d4-e5.Пешку е5 защищает только пешка d4, которая может быть уничтоженной высвобождающим прорывом чёрных с6-с5. В то время как, по плану Нимцовича, на место пешки d4 должен был прийти конь, пешка е5 останется беззащитна. Поэтому именно е5 и есть тот стратегический пункт, который нуждается в избыточной защите. Для этого, сначала, конь с ферзевого фланга переводится на королевский.          9. Кd2 Кe7                                                                 10. Кf3!                                                                       Первая защита пункта е5 осуществлена конём.   10... Кg6                                                                     11. Лe1!                                                               Вторая защита — ладьёй. Конь е2 может уйти в       любой момент.                                                       11... Сb4
Гизе также пытается воздействовать на пункт е5. С этой целью он делает манёвр слона b4-a5-c7.
12. с3 Са5
13. Сf4!
Третья защита — слоном. Стратегически важный пункт е5 защищён с «запасом». Это позволило белым полностью завладеть центром и дало возможность впоследствии провести атаку на короля резервными защитниками.

Иску́сственная рокиро́вка — перемещение в несколько ходов короля и соответствующей ладьи на поля, которые они заняли бы при рокировке, выполненной обычным способом. Также как и обычной, цель искусственной рокировки — максимальная защита короля.
Этот стратегический приём применяется:
добровольно — король не утратил право совершить обычную рокировку, однако делает искусственную по определённым причинам. Например при необходимости присутствия ладьи на линии «h» для надежной защиты позиции короля.
принуждённо — шахом или косвенными угрозами противник заставляет пойти королём, тем самым утрачивается возможность совершения обычной рокировки.  
      
В партии Ульман — Ларсен чёрные были вынуждены применить искусственную рокировку (см. диаграмму):
14... Крe7
15. O–O Фb6
Перед тем как провести манёвр королём, чёрные освобождают место для ладьи h8, попутно активизируя своего ферзя.
16. Сd3 h6
А также делают профилактику от возможной попытки белых провести атаку на королевском фланге.
17. Фe2 Лhd8
18. Сd2 Крf8.                                                          Через несколько ходов чёрные сделают ход Крg8 и  искусственная рокировка будет полностью  завершена.
                                                                                                                                                              Контрата́ка (фр. conter-attaque, от conte — против и attaque — нападение) — наступление, преднамеренное в ответ на атакующие действия соперника. Один из самых эффективных способов защиты. Как правило, осуществляется на ослабленном участке позиции соперника после отражения его атаки.
В шахматной партии контратака — лейтмотив многих дебютных построений. Тому пример — контратака Тракслера.                                                                                             
Контратака Тракслера — дебют, начинающийся ходами  1. e2-e4 e7-e5                                               2. Kg1-f3 Kb8-c6                                                         3. Cf1-c4 Kg8-f6                                                           4. Кf3-g5 Сf8-c5.                                                 Относится к открытым началам.
Вариант защиты двух коней.










В партии Алехин — Ботвинник вовремя проведённая контратака чёрных принесла им ничью.
В позиции на диаграмме Ботвинник перед выбором: либо принять пассивную защиту, разменяв ферзей, либо найти средства для контратаки.
В первом случае чёрные не несут материальных потерь: 14... Ф:d1+ 15. Л:d1 Kc6 (15... K:c2 16. Kpd2) 16. g5 и 17. f6. Однако получают стеснённую позицию.
Второй случай подкреплён мотивом самой позиции: предшествующий пешечный штурм белых на королевском фланге ослабил позицию своего короля. Этим и воспользовался Ботвинник в своей контратаке, в которой ему пришлось пожертвовать двумя фигурами.
14... Фf4!
15. Лf1 Ф:h2
16. C:b4
Первая жертва фигуры.
16... K:g4!
17. C:g4
Вторая жертва фигуры.
17...Фg3+
18. Лf2 Фg1+
Вечный шах сводит партию к ничьей.


Кре́пость (шахматы) — разновидность позиционной ничьей, тема в шахматном этюде: слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции, куда не могут проникнуть фигуры соперника. Идея в этюде разработана и введена в практику Ф. Симховичем в 1926 году.                                                                                                    

В этюде Симховича на диаграмме белые не успевают остановить превращение чёрной пешки h в ферзи. Однако они могут сделать ничью, построив крепость.                                                     1. Сf6!                                                              Вариант 1. f6? не проходит из-за: 1... h2 2. Kрf8 h1Ф 3. Kрg7 Kрd7 4. Сf8 Kрe6 5. Kрg8 Фa8! 6. Kрg7 Kрf5 7. Kрg8 Kрg4 8. Kрg7 Фh1 9. Kрg8 Фxh7+ 10. Kрxh7 Kрxg5 и черные выигрывают.                       1... Kрd6                                                                   На 1... h2 следует 2. Се5+ с выигрышем пешки.     2. Сe7+ Kрc6                                                    Чёрные перекрыли диагональ а8—h1 для своего будущего ферзя. Теперь можно начинать постройку крепости:                                                                     3. f6 h2                                                                           4. Сf8! h1Ф                                                                   5. Сh6! Фh2                                                                 6. Kрf8 Фb8+                                                              7. Kрg7
Король в крепости и угрозы ферзя не опасны. Позиционная ничья достигнута.                
На диаграмме в партии Аршак Петросян — Ласло Хазаи, Бельгия 1970, позиция чёрных хуже. Их основная слабость — изолированная пешка а. Если белые сумеют выиграть её, у них появится возможность осуществить прорыв пешками на ферзевом фланге. Но чёрные приготовили оригинальную пассивную жертву ферзя.               45... Фb6!?                                                                 46. K:b6+?                                               Позиционная ошибка. Белые не были обязаны брать фигуру. Они могли продолжить 46. Фc1 с угрозой 47. К:b6+ cb 48. h4! gh 49. Фh1 и Фh3. На 47... Фa7 у белых есть план по выигрышу пешки а: Фd2, Kрb3, Кc3, Kрa4, и Кa2-c1-b3.                        46... cb                                                                        47. h4 gh                                                                    48. Фd2 h3!                                                                49. gh.
На диаграмме(финальная позиция) крепость построена. Белый ферзь не в состоянии прорваться в лагерь противника. Через несколько ходов игроки согласились на ничью.                                                   

В партии Ханс Рее — Властимил Горт, Вейк-ан-Зее, 1986 года возникла позиция на диаграмме. Белые имеют ощутимое преимущество: за ферзя у чёрных ладья и слон. Однако немецкий гроссмейстер находят спасительное продолжение:                                           59... Л:h4!!                                                                         60. Kр:h4 Сd4!                                                            Ферзю некуда ходить. Одинокий белый король сам не в состоянии создать ничего опасного. Далее последовало:   61. Kрg3 Kрe7                                                                   62. Kрf3 Сa1                                                                       И игроки согласились на ничью.






«Фо́рточка» — продвижение на одно поле вперёд одной из пешек, защищающих короля.
При короткой рокировке «форточку» образуют ходы f3, g3 или h3 за белых и f6, g6 или h6 за чёрных. «Форточка» позволяет избежать угрозы мата на последней горизонтали, но может привести к образованию слабых пунктов. Часто используется в виде профилактики.                                                                                                                           
При ходе чёрных они выигрывают, так как белые не успели «сделать форточку»:
1… Ле1#
При ходе белых благодаря «форточке» на h7 чёрный король спасается от мата:
1. Ла8+ Крh7.                                
  





                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Шахматный этюд Алексея Троицкого — мат при помощи короля и одинокого слона.
Впервые опубликован в журнале «Новое время» в 1895 году.                                                                                                                                                                                              

Решение:                                                          1.Сh6+ Крg8 2.g7 Крf7                                          (2…e6+ 3.Kpd6!! Kpf7 4.Kpe5 Kpg8 5.Kpf6; 2…e5      3.Kpe6)                                                                          3.g8Ф+!! Кр:g8 4.Крe6 Крh8 5.Крf7 e5 6.Сg7 ×.













Маневри́рование — ряд манёвров одной или несколькими фигурами, носящий длительный характер. Манёвр — это несколько ходов одной фигурой с одной конкретной целью. Маневрирование проводится, например, с целью улучшения позиции, централизации фигур, захвата важных пунктов и т. д. Различают также выжидательное, вынужденное и оборонительное маневрирование. Особый вид маневрирования — лавирование.
Часто применяется в позициях закрытого типа для перегруппировки фигур. В условиях цейтнота иногда используется для выигрыша времени на обдумывание. Иногда маневрирование преследует психологическую цель — ослабить бдительность соперника перед переходом к конкретным действиям. Особенно важна роль маневрирования в окончаниях. Например, в пешечных окончаниях с блокированными пешками вся игра сводится к маневрированию королей в борьбе за ключевые поля.
Трудность маневрирования состоит в том, что не имея конкретных планов, соперники должны выбирать ходы, полезные в нескольких возможных направлениях дальнейшего развития игры.                                                                                                   
Пример маневрирования ладьей встречается в партии Анатолий Карпов — Властимил Горт, Москва, 1971. На первый взгляд позиция чёрных приятнее: лишняя пешка белых под ударом, их король потерял право на рокировку, грозит вторжение чёрного ферзя на h4. Однако путём гибких манёвров белые не только отражают угрозы чёрных, но и сами переходят в атаку.                                                       22. Лg4! Фf6                                                                 23. h4 Фf5                                                                 23… К:h4? не проходит из-за 24. Сg7                       24. Лb4!                                                                 Висит пешка b7 и нельзя делать рокировку 24… 0-     0-0?, так как будет связан ферзь 25. Сg4.             24… Cf6                                                                       25. h5 Ke7                                                                   26. Лf4 Фe5                                                                 27. Лf3 K:d5                                                                 28. Лd3 Л:h6                                                               29. Л:d5 Фe4,
  30. Лd3!
  За девять ходов белые сыграли семь раз ладьёй и два раза пешкой. В результате       они получили выигранную позицию. Далее последовало:
  30… Фh1+
  31. Крc2 Ф:a1
  32. Ф:h6 Ce5
  33. Фg5 Черные просрочили время.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Манёвры Рети                                                        
                                                                                                                                                                                  1.e4 c6 2.d4 d5 3.Kc3 de 4.K:e4 Kf6 5.Фd3 e5 6.de     Фa5+ 7.Cd2 Ф:е5 8.0-0-0 К:е4 (см.диаграмму) 9.Фd8+!! Кр:d8 10.Cg5++! Крс7 11.Сd8#.
Это один из самых известных шахматных этюдов. На первый взгляд, задание невыполнимо: догнать чёрную пешку белым королём не представляется возможным (1. Крh7 h4 2. Крh6 h3 и т. д.); чёрный же король может легко задержать белую пешку, если та двинется вперёд.Однако белый король совершает весьма неожиданный и парадоксальный манёвр: 1. Крg7! h4 2. Крf6 Крb6 (после 2…h3 3. Крe7 h2 4. c7 Крb7 5. Крd7 пешки становятся ферзями одновременно) 3. Крe5! Теперь после 3…Кр:c6 4. Крf4 белый король попадает в квадрат пешки и задерживает её, а если 3…h3, то после 4. Крd6 вновь пешки одновременно проходят в ферзи, в обоих случаях — ничья. Этот этюд произвёл сильное впечатление на современников, а осуществлённый в нём манёвр короля получил название «манёвр Рети» и затем неоднократно применялся другими авторами.
                                                                               1.Лd1? d4! 2.Крd7 Крd5 3.Крc7 Крc5, и взаимный  цугцванг в пользу чёрных. Слабо и 2.Крf7? Крe4  3.Крe6 d3 или 2.Лd2? Крe4 3.Крd6 Крe3  4.Лd1 d3.1.Лd2(d3)! d4 2.Лd1! Крd5 3.Крd7, и в  цугцванг попали чёрные. 3. ... Крe5 (3. ... Крc5  4.Крe6, 3. ... Крe4 4.Крd6) 4.Крc6 Крe4 5.Крc5±.

                                                                                       Решение:                                                                           1. Сf5+ Крd8!                                                                     2. Лd4+ Крe7                                                                     3. Лe4+ Крd8!                                                                   4. Сd7!! (4. Л:e3? e1Ф 5. Л:e1 ведёт к пату) e1Ф5.  Сb5!!, и мат неизбежен.







                                                                                              
Фианкетти́рование (фианкетто; итал. fianchetto — уменьш. от fianco — фланг) — фланговое развитие шахматного слона в дебюте.Идея фианкеттирования заключается в установлении фигурного контроля за центральными полями или фигурного давления на пешечный центр противника. В конце XIX века фианкетто ввели в турнирную практику Говард Стаунтон и Луи Паульсен, а уже в XX-ом фианкетто используется повсеместно. Подобная схема развития применяется во многих дебютах, таких как Староиндийская защита, Новоиндийская защита, Каталонское начало и других. Размен фианкеттированного слона может привести к образованию слабых полей вокруг коневой пешки.


Подрыв центра — стратегический приём в шахматной партии, применяемый с целью ослабления или разрушения неприятельского центра. Встречается во всех стадиях шахматной партии.

В партии М. Ботвинник — Т. Петросян (матч на первенство мира, 1963) у белых на первый взгляд сильный пешечный центр, что обеспечивает им перевес в пространстве и большую свободу манёвра. Однако в распоряжении чёрных есть хороший способ — Пешечный центр, который позволяет им получить неплохую игру по чёрным полям. 
42. ... с5! 
43.d5 Kge5 
44.Лcf1? 
Следовало играть: 
44.Кс4 К:с4 
45.bc Cg6 
46.е5 или 
45. ... Кс8 46.е5! 
Жертвой пешки (подрывая пешечную цепь чёрных) белые получили бы возможность активизировать фигуры, и имели бы все основания рассчитывать на ничью. 
44. ... Cg6 
45.Kpe1 Kc8 
46.Лdf2 Лf7 
47.Kpd2 Kd6 
48.Kf5+ С:f5 
49.ef c4! 
50.Лb1 b5! Ярко выраженная идея подрыва пешечной структуры белых на ферзевом фланге. Инициатива полностью переходит к чёрным: 
51.b4 с3+! 
52.Кр:с3 Лс7+ 
53.Kpd2 Kec4+ 
54.Kpd1 Ка3 
55.Лb2 Kdc4 
56.Ла2 ab 
57.ab К:b5 
58.Ла6 Кс3+ 
59.Kpc1 К:d5 
60.Са4 Лес8 
61.Ke1 Kf4, 0 : 1.

Подрыв центра — одно из наиболее эффективных средств современных дебютных стратегии; в ряде актуальных дебютов (например, защиты Алехина, Грюнфельда, Пирца-Уфимцева, Волжский гамбит) чёрные позволяют белым создать крепкий пешечный центр, а затем подрывают его при помощи фланговых пешечных операций.





Комментариев нет:

Отправить комментарий